Карта сайта НПТМ
 

Мы помогаем в первую очередь тем, кто помогает другим








 


ПОЧЕМУ Я РЕШИЛА СОЗДАТЬ ЭТОТ РАЗДЕЛ.

М.А. Карпинская



Стратегия и тактика построения мирового лада внутри старой системы, без разрушения последней.
Доклад Марии Карпинской на 16-ой международной научно-практической конференции...


ПУГАЧЕВ ВАСИЛИЙ - ПРИРОЖДЕННЫЙ ПОЛИТИК.

Статья М.А. Карпинской



ЭКСПЕРТИЗА



ПРАВИЛА ПОМОЩИ



ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОМОЩИ



ОБ ОПЫТЕ АВТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ



КОНТАКТЫ



ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ



ОТВЕТЫ ЧИНОВНИКОВ ТЕМ, КТО ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ПРЕЗИДЕНТУ РФ



ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ РФ



ПИСЬМА ЧИНОВНИКАМ РФ



ЗАКОНЫ, ГОСПРОГРАММЫ И РЕАЛИЗУЮЩИЕ ИХ ГОСОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ



ПЛАНЫ ЛИДЕРОВ ГОСУДАРСТВА И ПУБЛИЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ И ПОЛИТИКОВ



ДОКЛАДЫ ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПО ОЦЕНКЕ ГРАЖДАНАМИ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ



ПРИМЕРЫ ПОМОЩИ И УСПЕХА



ПРИЕМНЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ПОМОЩИ


СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ЭКСПЕРТОВ ПОМОЩИ ПРЕЗИДЕНТУ РФ В УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

    ФОТО Третьего Федерального конгресса по электронной демократии    

    ИТОГИ Второго Федерального конгресса по электронной демократии    

    ФОТО Второго Федерального конгресса по электронной демократии    

    Доклад Марии Карпинской на Межрегиональном Форуме Некоммерческих организаций в Липецке 2013 г.  

    Видео-дневник расширенной пресс-конференции
    "Информационное общество в России: итоги 2012 года" 17 декабря 2012 г.
   

    Фото-дневник расширенной пресс-конференции
    "Информационное общество в России: итоги 2012 года" 17 декабря 2012 г.
   

    Итоги III Съезда Некоммерческих организаций России смотрите ЗДЕСЬ >>>    

Правовой статус гранта по законодательству российской федерации

О.В. ГУТНИКОВ

Гутников Олег Валентинович - старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Партнер Юридической компании "Группа Независимых Консультантов". Кандидат юридических наук. Адвокат. Специалист в области корпоративного и договорного права. Эксперт по гражданскому, международному частному, коммерческому и налоговому праву.

«Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных работ".

В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 5 сентября 2002 г. N 93/2002/-ОЗ "О московских областных грантах" под московским областным грантом также понимается "субсидия, предоставляемая из средств областного бюджета на безвозмездной безвозвратной основе для выполнения отдельных особо значимых для Московской области некоммерческих... проектов...".

Необходимо отметить, что отнесение грантов в указанных правовых актах к субсидиям не согласуется с БК РФ, в соответствии с которым под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако при выделении грантов имеет место не долевое финансирование, а безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств на осуществление определенных целевых расходов, что в большей степени соответствует понятию субвенции.

Понятие "грант" отражено также в ст. 251 части второй Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.) грантами в целях главы о налоге на прибыль организаций признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;

Поэтому предоставление грантов целесообразно регулировать отдельным договором.

Наиболее близким по смыслу и сути к понятию "грант" видом обязательств является определенный в ст. 582 части второй ГК РФ договор пожертвования. По смыслу этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться гражданам, отдельным видам юридических лиц, а также публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям). Целевой характер пожертвования для граждан должен быть, а для юридических лиц может быть обусловлен жертвователем использованием имущества по определенному назначению.

Возможность осуществлять пожертвования в пользу юридических лиц, не обусловливая соответствующее пожертвование необходимостью использовать его по определенному назначению, противоречит сущности грантов, так как они всегда выделяются на строго определенные цели.

Виды юридических лиц - получателей пожертвований - определены в ГК как учреждения (лечебные, учебные, научные, социальные и благотворительные и др.), а также фонды, общественные и религиозные организации. Это определение вносит существенные ограничения в круг российских участников договора о предоставлении гранта - юридических лиц, являющихся грантополучателями, определяя их лишь как некоммерческие (в том числе бюджетные) организации.

Несмотря на это, в письме Пенсионного фонда РФ от 27 мая 1999 г. N ЕВ-16-26/4987 предлагается считать все гранты разновидностями договора пожертвования. В письме указывается, что "грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования, и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Близким к понятию "грант" также является понятие безвозмездной помощи, сформулированное в ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

Безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары, предоставляемые РФ, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Кроме того, договор о предоставлении гранта может быть заключен в результате проведения конкурса, который в общих чертах сходен с публичным конкурсом (гл. 57 ГК). Правила проведения конкурса должен определять грантодатель, при этом к соответствующим отношениям целесообразно применять положения гл. 57 ГК с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормами о конкурсах на получение грантов, содержащихся в ГК.

В связи с указанными выше обстоятельствами представляется необходимым установить особенности договора на предоставление гранта по сравнению с пожертвованием либо путем конструирования данного договора как особого вида пожертвования и дополнения ст. 582 ГК РФ соответствующим новым пунктом, либо как отдельной разновидности договора дарения, что потребует внесения в гл. 32 ГК РФ отдельной статьи о договоре на предоставление гранта.

Указанная норма должна содержать регулирование следующих вопросов:

определение круга субъектов, которые могут быть грантодателями и грантополучателями, в который могут входить также коммерческие организации.