Храм Шивы в Старом Манали.
Храм Шивы в Старом Манали затерян среди домиков местных жителей. Чтобы найти его мы плутали по дворикам и садам, доверяясь навигатору. Спрыгнув с небольшого забора, мы, наконец-то оказались перед большими воротами, ведущими к Храму Шивы.

Разрушающий человеческие иллюзии в жизни, Шива вляется не только гневным, но и всепрощающим, милостивым, дающим надежду и покровительство. Он — борец с демоническими силами.
Считается, что при возникновении нового периода в жизни человечества, Шива своим танцем создает его, а во время завершения этого периода, его танец способствует его разрушению.
Первыми Шиве стали поклоняться дравиды, которые населяли Индию еще до арийской цивилизации. Он стал верховным божеством в пантеоне богов, которым они поклонялись. По их верованию, именно Шива управлял всем миром, так как достиг полного самосовершенствования и самореализации.
По преданиям, любимое место нахождения Шивы — это Гималаи, гора Кайлас, там он может погрузиться в себя и почувствовать отрешенность от всего мира.
О Шиве сложено много легенд и преданий, которые все невозможно собрать вместе. Но, ясно одно, что вера индусов и всех приверженцев этой религии в его силу — неизменна.
Врата в обитель Шивы покрыты деревянной резьбой.
В сочетании с каменной кладкой, узоры и фигуры, вырезанные по дереву предают ощущение божественного величия и объятий родного дома.
Фигуры, вырезанные по дереву как живые, они как будто призывают открыть свою память о давних временах.
Мария Карпинская у мурти Нанди.
Мария Карпинская у храма Шивы.
Храм Шивы напоминает древний славянский терем - шедевр деревянного зодчества.
Крышу Храма Шивы венчают трезубцы.

Трезубец Господа Шивы – Тришула – считается одним из главных и неотъемлемых атрибутов Махешвары – Великого Владыки.
Тришула – атрибут власти, который подчёркивает величие Бога Шивы в различных философских традициях Индуизма. Трезубец Бога Шивы имеет глубоко символическое значение и множество толкований.
Трезубец Господа Шивы олицетворяет его полную божественную власть над силами созидания, поддержания и разрушения. Он символизирует три гуны материальной природы. Также он отражает воплощение Великого Владыки как победителя смерти и владыку трёх времён: настоящего, прошлого и будущего. Господь Шива, как Махайоги (Великий йогин), повелевает тремя главными каналами праны, что также изображают три пика его трезубца.
Как видите, Трезубец Бога Шивы – это не просто оружие, как и все остальные атрибуты богов и полубогов. Он олицетворяет энергии, на которых базируется наше Мироздание, а также описывает энергетическое устройство человека. Его изображение должно способствовать размышлению в медитации и получению глубокого понимания устройства Вселенной.




Фронтон Храма Шивы украшает изображение Шивы Натараджа - танцующего Шивы.
Изображения Шивы Натараджи распространено по всей территории Индии, где Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на теле демона или карлика (Апасмара), который символизирует невежество. Этот образ является одним из символов Индии и широко используется в её культуре. Танец, который выполняет Шива Натараджа, называется тандава. Он передает неистовство, ярость, силу, и ассоциируется с уничтожением Вселенной, которое выполняет Шива как бог-разрушитель. Вместе с тем, танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни и создания мира. Считается, что прекращение танца приведёт к концу света.

Перед входом в храм висит колокол. Люди, посещающие храм, перед входом в святая святых должны позвонить в колокольчик. Это разгоняет злых духов, и этот звук приятен божествам. Научные исследования доказали что звук колоколов очищает ум и помогает сконцентрироваться. Колокольчики изготавливаются так, что их звук синхронизирует работу левого и правого полушария головного мозга. В тот момент, когда человек звонит в колокольчик резкий звук длящийся около 7 секунд активирует все 7 центров в нашем теле. Это помогает очистить ум от скверных мыслей.
На колоннах храма Шивы на крыльце с обейх сторон вырезаны стражи.
В день нашего посещения храма Шивы, вход внутрь храма был закрыт. В Индии есть, которые открываются не всегда, а только в определенное время. Например, днём Шивы считается понедельник. Скорее всего, этот храм открывается по понедельникам и принимает в своём пространстве все ритуалы и поклонения Богу Шиве.
Заглянув за решетку, можно рассмотреть небольшое помещение для пришедших помолиться Шиве. Алтарь с Шивалингамом находится в следующем маленьком помещении, также закрытом решеткой.
Когда приходит священнослужитель, храм Шивы и алтарь с Шивалингамом открываются, в храме зажигаются свечи, поются мантры Шиве, люди несут подношения и совершают обряды.
На стенах храма Шивы вырезаны изображения атрибутов Шивы, персонажей, связанных с Шивой и изображения самого Шивы.
Храм Шивы опоясан галереей.
Потолки, стены и колонны - всё покрыто искуссной резьбой по дереву.
Изображение солнца как в русских сказках. Храм напоминает русский терем.
А вот и Жар-Птицы!
Ощущение, что попали в русскую сказку!
Изображение многорукого Шивы.
У многих персонажей, вырезанных в дереве, славянские лица.
Мария Карпинская ведёт видеорепортаж.
Рядом с храмом Шивы под открытым небом стоит небольшой алтарь с каменными фигурами Шивалингамов, изображениями Матери-Богини и змея Васуки. Когда ворота храма закрыты, паломники совершают свои молитвы здесь.
Рядом с небольшим алтарем стоит каменная фигура Нанди. Нанди — мифический бык, спутник Шивы в индуизме. Нанди - совершенный, преданный (бхакта), идеал души человека. Также Нанди считается хранителем Пути к Шиве и стражем порога обители Шивы. Просьба, сказанная на ушко Нанди обязательно будет услышана Шивой.
На алтаре под открытым небом можно увидеть каменный рельеф Богини Дурги - воинственную ипостась супруги Шивы Парвати.
Фоторепортаж А. Гусевой.
|