Часть 4. Утро на священной Ганге в Варанаси. Жизнь людей на гхатах.
Индия. Варанаси. Январь 2019 года.
На следующее утро мы вышли к Ганге через храм Шивы.
В это утро Марию то и дело окликали: "Мадам Бот". Бот - по-английски - лодка. Количество лодочников на гхатах Варанаси могут сравниться разве что с количеством водителей рикш на улицах города. Вот он - первый "бот" - мы так прозвали надоедливых и приставучих лодочников Варанаси.
Со ступенек нашего Джанки Гхата открывался невообразимый вид на Гангу.
Ганга в это утро дышала свежестью и перламутром. Глядя на Гангу дух захватывало!
Спустившись со ступенек, мы отправились на Север по течению реки.
На противоположном песчаном и пустынном берегу Ганги мы увидели причалившие к нему лодки и много людей. Что они там делают, мы не знали.
Это было начало утренней прогулки. И мы приглашаем вас прогуляться вместе с нами.
Кто же в такое утро будет сидеть дома? Кто угодно кроме лодочников.
Несменная ария хора лодочников "имени Ганги" напевно и назойливо лилась над рекой: "Мадам, бот? Гуд прайс! Мадам, бот?"
Джайн Гхат. Название гхатов пишут на стенах, как правило.
Гуляя, мы наслаждались простором, пропитанным солнцем и упоённым жемчужным искрящимся воздухом.
Chet Singh Ghat - Чет Сингх Гхат как флагами был увешан разноцветным постиранным в Ганге бельём.
Это настоящая мега-прачечная!
Интересно, какого Гест хауса здесь сохнут простыни и покрывала?
Этот Гхат - Чет Сингх Гат назван в честь Чет Сингха (1770-1781), который построил дворцовое здание Чет Сингх Гат в середине 18-го века как небольшую крепость.
Крепость Чет Сингх была свидетелем ожесточенной битвы между войсками Уоррена Гастингса и Чет Сингха в 1781 году, которая привела к поражению Чет Сингха. Таким образом, эта крепость перешла под контроль англичан. В конце 19-го века король Прабхунараян Сингх снова завладел этим фортом. Северная его часть была пожертвована группе аскетов Нага, которые позже построили свои монастыри и Гаты под названием Ниранджани Гхат и Нирвани Гхат.
К сожалению, недостаток знаний о древнем богатом наследстве привел к нескольким уродливым постройкам и ремонту. Живущие там аскеты или начальник, присматривающий за храмом-монастырем, являются консервативными людьми и никогда не слушают других.
Никаких конкретных мер по сохранению дворца и его комплекса не принимается, за исключением того, что один или два раза в год на некоторые торжества отводится дворец, и в этом случае проводится уборка, стирка белого цвета и некоторый ремонт.
В башнях этой крепости живут голуби и попугаи.
В погожие деньки на ступенях гхатов можно встретить художников.
Здесь художники не только рисуют, но и продают свои картины.
А ещё есть просто продавцы картин. Туристы охотно покупают картины на память за вполне европейские цены.
Выполнены картины тушью и акварелью.
Далее на Север располагаются более людные гхаты. То и дело к берегу подплывают и отчаливают лодки с людьми.
На Ганге моются, стирают и сушат бельё, в общем, живут обычной хозяйственной жизнью. Ловят туристов лодками, предлагают чай и зазывают в свои магазины.
Mahanirvan Ghat - Маханирван Гхат. Маханирвана Гхат знаменателен тем, что когда-то император Непала посвятил на этом гхате четыре святыни Шивы. Гахт назван так в честь секты Маханирвани - Святых Нага. Знаменитая Ахара находится здесь. Акхара - это индийское слово, обозначающее место практики с удобствами для посадки, проживания и обучения, как в контексте индийских боевых искусств, так и в монастыре сампрадайи для религиозных отшельников.
Ещё на этом гхате есть четыре маленьких храма Шивы, сделанных Махараджами Непала. По легенде Ачарья Капил Муни - известный по философии санкхьи, жил здесь в 7 веке н.э., недалеко от Маханирвани. Сдесь же находится дом матери Терезы.
Следующий Гхат - Шивала Гхат назван в честь храма Шивы.
Большинство Гатов в Варанаси связаны с той или иной легендой. Шивала Гхат или Кали Гхат, принадлежавший бывшему Каши Нарешу, ничем не отличается.
Это был один из главных гатов во времена средневековья, и прямо рядом с ним стоит великолепный особняк, который был построен в 19 веке королем Непала Санджаем Викрам Шахом.
На этом гхате то и дело совершают омовения, и тоже стирают и сушат бельё.
Жизнь на гхате идёт неспешно.
Вот и парикмахерская.
Нужно сказать, что парикмахерские в Индии только для мужчин. Все женщины по традиции носят длинные волосы.
Перед тем, как совершить омовение в водах Ганга, паломник сначала стирает в Ганге свою одежду, затем моется сам с мылом, а потом с мантрами трижды окунается в Гангу.
На ступенях гхатов не только сушат бельё, но и продают чётки, бусы и разные сувениры и предметы культа.
Храм Шивы. Храм Шивы находится на Данди Гхате. Это один из выдающихся Гатов Варанаси, который в основном посещают верующие, чтобы освятиться в Ганге и получить благословения аскетов в монастыре, расположенном на вершине пролета каменных ступеней.
Данди Гхат был построен местным бизнесменом из Варанаси Лаллу Джи Агарвал в 19 веке в честь и утешение монахов Данди, которые носят палку, символ духовной (не религиозной) честности и правления «Дхармы».
Эти Данди Свами или монахи были факелоносцами Дхармы - основополагающих принципов вселенной. Поскольку место над гхатом было монастырем аскетов, державших палки, этот гхат на берегу реки Ганга назывался Данди Гхат.
Гат был восстановлен правительством штата Уттар-Прадеш в 1958 году.
Данди Гхат, купальный гхат Варанаси, отмечен гимназией и храмом, посвященным Господу Шиве. Можно заметить несколько отверстий в ступенчатых камнях, предназначенных для закрепления палочек Данди Свами во время купания.
На вершине Данди Гхат есть небольшое здание, которое связано со Свами Валлабхачарьей, индуистским святым с огромным благоговением.
Ему приписывают развитие его собственной секты или даршана. Отсюда он совершил вечное погружение (Джал-Самадхи) в священную реку Гангу, чтобы подняться на небеса.
Хариш Чандра Гхат является одним из старейших Гатов Варанаси. Хариш Чандра Гхат назван в честь мифологического короля Хариша Чандры, который когда-то работал здесь на месте кремации для упорства в истине и милосердии. Считается, что Боги вознаградили его за его решимость, милосердие и правдивость и вернули ему утраченный трон и его мертвого сына.
Хариш Чандра Гхат - это одна из двух кремационных Гхатов (другая - Маникарника Гхат), и иногда ее называют Ади Маникарника (первоначальная земля творения).
Индусы из отдаленных мест приносят мертвые тела своих близких в Хариш Чандра Гхат для кремации. В индуистской мифологии считается, что если человека кремируют в Хариш Чандра Гхате, то этот человек получает спасение.
А вот и агхори, которого мы встретили вчера вечером на этом месте. Агхори ещё издалека увидел Марию и радостно махал ей и звал её к себе.
Одна русская девушка сказала, что у агхори день рождения сегодня, чем очень удивила. Разве у агхори, самого сурового аскета, отрешенца от мира бывает "день рождения"?
Но кто-то ему подарил цветочек в горшочке. Агхори достал пустые упаковки от чего-то и жестами попросил купить ему такие же.
Мария достала ему то, что он хотел. А когда искала нужное на рынке не далеко от этого гхата, узнала, что этого агхори местные жители называют Мурк-баба. Мурк на хинди - дурачёк. Ну, дурачек - не дурачёк, а животные его мирно окружают в большом количестве.
Здесь же состоялся разговор Марии и некой русской особы, "распальцованной" до такой степени, что назвать своё имя ей было выше её возможностей. Апофеозом беседы было то, что русская девица сообщила Марии, что русской себя не считает, а считает европейкой. Грустно встречать подобных персонажей - соотечественников с перекошенными от снобизма физиономиями и не способностью к человеческому общению.
Кшемешвар Гат.
На Шри Кшамешвар Гхате расположен храм Шивы. Это выдающееся индуистское место паломничества расположено на берегу реки Ганги. Кшамешвар Гхат является очень священным и религиозным местом и является одним из главных Гат в Варанаси.
Raja Ghat - Раджа Гхат.
- "Мадам, бот?"
Бабуа Пандей Гат (Babua Pandey Ghat) построен в память и в честь известного борца Бабуа Пандея в 1805 году. Здесь очень спокойный гхат, здесь можно увидеть только паломников и лодки. "Дом отдыха Вишну" является частью этого гата.
Ещё одна крепость-дворец. Перед нами - путешественики, несущие свои вещи на на голове.
Мария Карпинская рассматривает архитектурные сооружения. Все они очень красивы, но видимо, о них никто не заботится: стены древних зданий прорастают деревьями и кустами.
Смотрите в следующем репортаже: Жизнь людей на гхатах священной реки Ганги в самом древнем городе Варанаси. Часть 5. >>>
Фоторепортаж Александры Гусевой.
|