Карта сайта НПТМ

От международных Фестивалей к Союзу Молодежных и Детских телестудий.
От Союза к Телеканалу. От Телеканала к программе "Детское Государство".
 

"Мы не дети России, мы дети Мира".
Михаил. Возраст 6 лет.

 

 

«Развитие новых форм совместных действий различных структур гражданского общества в интересах детей и во имя защиты их прав»

Задача будущих поколений, т.е. наших детей и нас состоит в том, чтобы избавить человечество от всяческих войн между государствами, между нациями и между отдельными людьми. Если мы взглянем на сегодняшний мир, мы увидим войну на всех планах. Она идет в семьях, между женами,  мужьями и их детьми, в коллективах, государствах и между ними. И все эти войны - большие и малые – есть борьба за определенные ценности и сферы влияния.

Если на данную борьбу посмотреть пытливым взором исследователя, можно сделать интересное умозаключение о том, что все войны начинаются потому, что каждая сторона, считая себя правой, пытается путем борьбы отстаивать свои взгляды и типы поведения. Каждая сторона считает, что она и только она являет собой принципы свободы, справедливости и демократии. И каждая сторона полагает, что борется за права человека, за свободу личности. Но я никогда не встречала случая, чтобы возникали войны и конфликты за вторую часть, которая предполагается следом за правами и свободой – за обязанности и ответственность, возлагаемую на человека обретающего права и свободу. И как же трудно соединить и примирить непримиримые противоположности: как соединить права человека с обязанностями его перед миром, а свободу личности с возлагаемой на эту личность ответственностью за поступки, слова и мысли.

Отклонение в одну или другую стороны рождает либо вседозволенность, беспредел и хаос с гражданскими войнами, либо диктатуру со всеми ее последствиями и болезнь человеческой личности – фанатизм с фашизмом.

Что же делать? Где найти золотую середину между правами и обязанностями, между свободой и ответственностью. Как прекратить войны в семьях, государствах и приблизить жизнь к гармоничному сосуществованию людей?

Если говорить только о правах и свободах, можно впасть в крайность.

Приведу образ птицы, которая должна лететь - птица мира и согласия. Если она будет взмахивать только одним крылом, а второе опустить, будет падение. Птица полетит только с двумя крыльями. Только такая летящая птица  способна вдохновить всех людей, в том числе и воинствующих – на социальное взаимодействие и сотрудничество без насилия и этот полет сможет предотвратить все конфликты, потому что устранит их причины.

Итак на одном крыле птицы будут права человека и свобода личности, а на втором – обязанности перед обществом, близкими и ответственность за действия, слова и мысли. А туловищем птицы с ее головой является государство и общество с различными структурами. Возникает вопрос: какую позицию должна держать голова птицы и ее туловище по отношению к крыльям?

Если правительство и общество смогут ясно представить себе этот образ и развивать эту новую, а на самом деле известную форму совместных действий государственных, общественных и коммерческих структур с использованием потенциала общества, только тогда появятся возможности безболезненно решать любые проблемы с помощью диалога и переговоров. Это гарантирует возможность в полной мере воспользоваться и наслаждаться всеми правами и свободами, и также с честью и уважением к себе и другим людям исполнять все обязанности и нести полную ответственность за все процессы происходящие в мире, а также получать от этого радость, так как такая жизнь и борьба будет полетом птицы и каждый человек будет осознавать, что он не раб, не винтик большого механизма, он участник процесса развития и эволюции своей страны и всего мира.

Итак, птица наших устремлений к миру и гармонии готова полететь. Но куда лежит ее путь? Конечно, она должна лететь в будущее. А наше будущее – это дети.

Мы, взрослые, должны признать, что применяем к нашим детям различные формы насилия, порой самого изощренного и приносим детям огромный вред и страдания.  Мы забываем, что ребенок – такой же человек, только он острее воспринимает дисгармонию и сильнее чувствует боль. Мы обязаны ему гарантировать права и свободу и мы должны обучить его обязанностям  и научить  быть личностью, способной нести ответственность за свою жизнь и жизнь планеты.

Задача формирования в детях не логики силы и страха, а силы разума, доброжелательности, не жестокой конкуренции, а сотрудничества, основанного на защите идей мира и общих ценностях и целях, накопления общих интересов и равноправное участие детей вместе со взрослыми в процессе развития и эволюции общества – это задача образования.

Эта проблема, которая касается взрослых и детей. 21 век диктует нам конкретную цель – укоренить эту задачу и сформировать ее в сердцах и умах взрослых и детей.

Это не просто образование – это образование в самом широком смысле, где будут использоваться все его аспекты – содержание, методы, организация, отношение между работниками образования и учащимися, между школьниками и семьями, между школьниками и государством, обществом.

Все люди, включая тех, кто занимается решением политических, экономических, социальных и культурных проблем, все слои общества должны быть полностью вовлечены в деятельность, направленную на движение в интересах детей – только такое движение устремит нас по пути эволюции и гармоничного взаимодействия всех структур гражданского общества.

Средства массовой информации призваны играть особую роль. Они просвещают, обеспечивают свободу мыслей. С их помощью мы выражаем и получаем информацию и формируем общественное мнение и, значит, воздействуем и воспитываем личность человека.

Одним из важнейших факторов образования является детское телевидение. Оно становится самым популярным, перехватывает инициативу у других средств массовой информации и завладело детским сознанием.

Книги, учителя, учебные пособия утрачивают свою силу. Дети теряют способность создавать образы с помощью слова своей фантазией и интуицией, теряют в себе талант первооткрывателя и искусство к перевоплощениям в любимых героев книг. Разрушаются идеалы и герои классической литературы, на смену осмыслению информации приходит созерцание на экране готовых образов и безумное потребление информации, всеядность. Это опасный процесс. На смену общества, которое развивалось благодаря людям, мыслителям, может появиться поколение потребителей. Если это случится, а такой процесс уже идет, общество завершит свое развитие и возможна деградация.

В России идет борьба за полноценное детское телевидение, в котором бы не нарушались права детей и учитывались интересы мыслителей, а не потребителей, чтобы побеждало эволюционное развитие новых форм совместных действий различных структур гражданского общества в интересах детей и во имя защиты их прав. В этом процессе возникают и приобретают огромное значение фестивали детских телепрограмм.

Фестиваль, как постоянно действующее рулевое управление с капитаном огромного корабля, под названием детское телевидение, ведет пассажиров, наших детей, к цели воспитания в ребенке красоты, доброты и лучших идеалов человечества.

В 1992 году в рамках российской образовательной программы была развернута программа “Обновление гуманитарного образования в России”. Основная цель ее – гуманизация образования.

Одним из важнейших факторов образования за эти годы стало детское телевидение. Оно перехватывает инициативу и завладело детским сознанием. Книги, учителя и учебные пособия утрачивают свою силу. Наши дети теряют способность создавать образы с помощью написанного слова своей фантазией и интуицией, они теряют в себе талант первооткрывателя и искусство к перевоплощениям в   любимых героев книг. Разрушаются идеалы и герои классической литературы и на смену этому приходит созерцание на экране готовых образов, часто бездумное поглощение информации, всеядность.

Давайте взглянем пытливым умом человека, помнящего о традициях мировой и национальной культуры на детей у экрана и судьбу сегодняшнего телевидения для детей. Что плохое и хорошее мы сможем отметить.  Хорошо то, что в 2000 году в Москве появились  новые  компании, производящие телепередачи для детей. Одна из них “Детский национальный канал” производит программы  для телеканала “Культура”  –  “Аистенок” и “Вечерняя сказка”.  В России идет борьба за полноценное детское телевидение. Чтобы оно не стояло на месте , а имело эволюционное развитие – возникают и приобретают огромное значение фестивали детских телепрограмм. Фестиваль, как постоянно действующее рулевое управление с капитаном огромного корабля, под названием детское телевидение, ведет пассажиров, наших детей, к цели воспитания в ребенке красоты, доброты и лучших идеалов человечества.

Но фестиваль и способен выявлять истинные интересы детей, а не то, что решили взрослые, их отношение к событиям жизни. Фестиваль способен проявить и проблемы. На сегодняшний день есть главная проблема, решение которой способно обновить гуманитарное образование в России через детское телевидение. Эта проблема -  отсутствие концепции детского телевидения и соответственно стратегии  детского телеэкрана, - нет единого образа, цели и смысла. Взрослые потеряли себя, страну и направления движения – это хаотическое движение. Взрослым стало трудно понимать духовный мир детей – утратили веру в собственные ценности. Где истина ? Может дети знают ? Но детей больше интересуют не сами дети, а тайная жизнь взрослых ( алкоголь, наркотические средства, порнография). Итак дети сами не могут правильно определить курс что делать.

Опыт тысячелетий, применение накопленных знаний – то есть культура – вот, то что укажет путь кораблю детского телевидения.

Но что есть культура ?

Второсортные массовые зрелищные передачи – как их много – американские поношенные мультфильмы, потрепанные сериалы, не дающие ничего кроме пустого содержания – пустота.

Наша компания – автономная некоммерческая организация “Фестиваль школьных телестудий” определила основное направление – понять духовный мир детей и мы готовы внимать детям. "Мир глазами детей", но дети как река, а мы как берега, задаем 12 номинациями направление. И будем стараться понять, как дети через темы нравственные и добрые, как через призму явят нам экологию своей души. Если очистить воды их мыслей от нашей засоренности, какова будет наша вода ? А потом жизнь покажет, какую стратегию вырабатывать, но дети чувствуют нашу фальшь на экране и передачи с выдрессированными детьми не будут иметь успеха, и когда взрослые "косят" под детей – тоже глупо.

Диалог детей и взрослых, без кривляния и заигрывания, диалог о жизни, творчестве, любви. Экран без насилия, порнографии  - это наша концепция.  И детские передачи, в которых будет не просто констатация фактов, то есть голая информация, но и ее осмысление, и атмосфера передач и детский фильмов – это самое важное – добрая, без категоричности, но через символизм и аллегорию к высоким идеалам культуры и гуманизма, как в народных сказках. Мы вместе с детьми будем  делать фильмы – состояния, в которых ребенок время у экрана будет жить в пространстве любви и нежности.

Создание образов положительных героев, способных открывать в мальчиках защитников, а девочках фей и добрых волшебниц. Для мальчиков самое важное – воспитание мужского характера. Как стать мужчиной – добрым, щедрым, сильным, любящим свою Родину, родителей – суперзадача. Если взрослые сами потеряли, вернем  детям Родину свою.

С 2000 года объем вещания детских передач составляет 2,8 %, по сравнению с предыдущими годами 0,1 %. 20 часов  в неделю московские дети могут смотреть свои передачи. Москва – город детского телевидения.

Детская телевизионная студия и агентство "ВидеоАрт" выпускают программу "Улица Сезам" -  она популярна. Режиссер Грамматиков – любим детьми. Эта программа и развлекает, и помогает познавать мир.

Но многие передачи похожи друг на друга, скучны, небрежны. Есть надежда, что несмотря на это, идет процесс обновления детского телевидения. А школьные телестудии при умелом руководстве внесут новую струю и свежие мысли для детских программ.

Но для того, чтобы фестиваль имел силу и был праздником, экзаменом, мыслительным процессом, творческим общением, культурным обменом между профессионалами и любителями и образованием школьников в широком смысле этого слова, необходима поддержка, взаимодействие и спонсорская помощь всех слоев общества.

Соединение и взаимодействие через фестиваль детей и взрослых позволит стать Российскому государству на путь культуры мира и обеспечит счастливое будущее нашим детям.

Автор Мария Филатова (Карпинская) Апрель 2001 г.