Карта сайта НПТМ

От международных Фестивалей к Союзу Молодежных и Детских телестудий.
От Союза к Телеканалу. От Телеканала к программе "Детское Государство".
 

"Мы не дети России, мы дети Мира".
Михаил. Возраст 6 лет.

 


 

Моя мечта о детских садах в 21 веке.

       Однажды вечером раздался звонок. Леонид Яковлевич Береславский, директор школы раннего интеллектуального развития «Открытие» предложил написать статью о детских садах третьего тысячелетия. Я согласилась и задумалась. Интересно посмотреть, какими будут детские сады, воспитатели? Как будут строиться занятия с детьми в новом  веке мультимедийных технологий, веке, когда компьютер станет доступен каждому ребенку, начиная с пеленок. Он уже является частью учебного процесса, через него дети познают мир, развивают воображение, формируют творческое мышление. Начиная с двух лет, малыш тянет свои пальчики к кнопкам управления и обучается быстрее взрослых игровой деятельности, а к шести годам владеет виртуальным миром и как капитан маленького корабля путешествует по огромному океану нашей памяти, открывая материки знаний. Что ожидает его в путешествии? Какие трудности подстерегают в пути?

Об этом знают взрослые. Это они создали этот виртуальный мир. Мы замечаем слишком поздно, что наш малыш оказывается в этом мире один, без нашего сопровождения и когда понимаем, что потеряли его, уже поздно. Пытаемся оторвать его от экрана монитора, и понимаем, что это невозможно. Хорошо это или плохо?

Что нам делать, взрослым – наказывать ребенка и прятать компьютер за семью замками или взять его за руку и предложить познавать виртуальный мир вместе? Если да, то как это делать?

Одни утверждают, что компьютер разрушает психику, становится наркотиком и ребенка нужно удалить от него и воспитывать в мире природы, другие молчат, потому что им удобно. Их сын или дочь заняты, не докучают вопросами, не бегут на улицу, где детей подстерегают опасности большие, чем за экраном монитора, и чтобы не думали взрослые, мир компьютера с его виртуальной реальностью оказывается сильнее и привлекательнее. Так как же нам воспитывать детей? Какой мир мы можем предложить им?

Прежде чем представить себе детские сады 21 века, я попыталась почувствовать, какой же выход будет найден нами, взрослыми, и поняла, что он есть. Истина находиться посередине, в гармоничном сочетании воспитания в ребенке виртуального мира и мира природы.

По моему мнению, компьютер является искусственным ребенком человека и моделью человеческого мозга. Он тренажер, позволяющий управлять нами самими. Он может быть как полезен, так и вреден. Все зависит от нас, взрослых, от нашей внутренней культуры и желания помочь ребенку правильно подготовиться к путешествию в  виртуальном мире. Куда мы направим корабли познания маленьких капитанов в этом огромном океане?

Сможем ли мы указать путь к светлым и незамутненным образам, несущим идеи красоты, доброты и мира? Если да, компьютер станет другом и помощником наших детей и положительно влиять на их здоровье. Он не будет отталкивать ребенка от мира природы и нас, а поможет посмотреть пытливым взглядом исследователя и откроет в ребенке новое восприятие мира, будет пробуждать в нем бережное отношение к природе, людям.

Я решила помечтать и представить детский сад будущего. Вот какую картинку я увидела:

Где-нибудь в подмосковном лесу, на берегу озера или реки, в замечательном месте, несущем много энергии, расположен архитектурный ансамбль зданий, основанный на синтезе истории и современности. Это не просто сад, это учебный центр для детей и взрослых. Здесь живут будущие матери, которые готовятся к зачатию ребенка и проходят обучение. Поблизости, в соседнем здании живут и готовятся к родам беременные женщины. Для них прекрасный бассейн, они готовятся рожать своих малышей в воду. Рожденные дети попадают в ясельную группу, где живут и обучаются своим первым встречам с мамой, миром, и помогают создавать пространство матери и ребенка каждой такой парочке опытные психологи – воспитатели. С годика малыш переводиться вместе с мамой в следующую группу, где он обучается взаимодействию с миром.

Я представила, какие здания учебного комплекса будут на территории. Учебный комплекс с бассейнами и зимними садами. Поблизости маленький театр со сценой, открывающейся на воду, точнее, прямо в воде в форме цветка лотоса, с голографическим освещением внутри, и цветок этот может открывать и закрывать свои лепестки. Вот деревянные двухэтажные дома с резными ставнями – это жилой корпус для будущих мам. А вот каменные сооружения эллипсоидной формы – здесь мамы и дети обучаются жизни. Чья-то заботливая рука сделала так, что все здания имеют широкие зеленые террасы. Если взглянуть с высоты, то весь комплекс центра воспитания и его архитектура подчинены цели пробуждения в воображении множества образов, связанных с историей и природой.

В центре комплекса площадь Солнца и солнечные часы посередине. А рядом, чуть левее, башня из полимерного стекла. В ней расположена электронная академшкола – библиотека информатики, компьютерной системы, видеофильмов и компакт-дисков, охватывающих все сферы деятельности.

В основании площади солнца расположен конный двор для прогулок по территории парка. От площади, как солнечные лучи, ведут дорожки к зооуголку, ботаническому саду, оранжереям и к летним беседкам. Среди клумб с цветами в беседках за столиками, сделанными каким-то удивительным мастером, сидят совсем карапузы, похоже, им не более полутора лет. Они сосредоточены, их ручки на цветных пультах с рисунками. Нажимаются кнопочки, загораются лампочки, глаза малышей светятся. Они играют. Игрушки эти называются тренажерами. Их изобрел Леонид Яковлевич Береславский, тот самый, что позвонил мне и попросил написать о детских садах. Вот эти самые тренажеры подготавливают малышей к работе с компьютером, учат мыслить, играть и в игре добиваться результата. Они помогают с раннего детства вырабатывать свое собственное мнение на все процессы жизни. После тренажера ребенок уже получает направление в океане виртуального мира. Я вдруг поняла, что благодаря методике Леонида и изобретениям его, будущие маленькие капитаны учатся управлять не только тренажерами, а потом компьютерами, они учатся управлять собой, своим выбором во всех мирах, и в виртуальном, и в реальном. А так как придуманные Береславским образы добрые и симпатичные, то дети уже знают, что они будут выбирать в будущем.

Леонид рассказал мне то, что принесло потрясение. Оказывается, что у детей только до пяти лет мозг активно развивается, и раскрываются клеточки его, в которых, как в ячейках памяти хранятся знания о мире, о земле, о вселенной. Все есть в этих клеточках. Только их не будят, и они спят почти у всех людей. А вот разбудить эти клеточки может тренажер Береславского, потому что клеточки мозга связаны с подушечками пальчиков детей. Точнее сказать, пальчики малышей и есть пульт управления клеточками памяти, или компьютером, которым является мозг человека. Если этот пульт управления не будет развиваться через моторику пальчиков, мозг ребенка навсегда блокирует память и после пяти лет уже будет поздно что-то сделать. Леонид изобрел эти тренажеры давно и работает с детьми в своей маленькой школе, но это мизерная капелька в огромном мире детства. А остальные дети? Они так и уходят во взрослую жизнь неоткрытыми. Почему? Кто виноват в том, что его методика не введена в каждом детском саду? Или мы враги своим детям? И я помечтала, что в 21 веке каждый ребенок России обязательно  проходит обучение по его методике. Это становиться обязательной частью программы всех детских центров, и каждый ребенок России к пяти годам умеет мыслить, здоров, счастлив, способен побеждать и имеет собственную точку зрения на любой аспект мира и жизни.

Я мыслью своей снова возвращаюсь в учебный детский центр, я хочу посмотреть в будущее, что там сейчас происходит?

Взгляните вместе со мной! Среди клумб с цветами за столиком сидит карапуз, рядом его мама и юная девушка психолог. Все волнуются, малыш ищет собственное решение и оно должно быть верным. Он нажимает последнюю кнопочку на тренажере и ура! Лампочка показывает, что он победил, результат правильный! Мама обнимает малыша, воспитательница поздравляет его с победой, глаза малыша горят.

А вот девочка, ну совсем кроха, с большим бантом и голубыми-голубыми глазами. Она, с помощью методики Береславского, сейчас успешно совершает посадку на другую планету волшебного мира. И находит верный путь! О, эта девочка вырастет и поведет корабль своих мыслей в еще никому неизвестные миры!

Вот здесь, уже сейчас, в этой маленькой лесной школе, которых так много по России, что все дети с мамами живут в таких центрах, соединяются два мира – мир внутренний - мир фантазии и чувств ребенка - с миром природы и мамы, которая являет собой часть этой природы. А где же папы? А папы живут в больших городах и проводят большую работу: они очищают землю от вредных производств, оружия и по воскресеньям приезжают в центр, чтобы сажать цветы, строить новые беседки вместе с мамами и детьми, сажать сады и украшать центр своим мастерством и изобретениями.

Правда, здорово! Разве не хотелось бы этого каждой маме и каждому ребенку. Посмотрите: вот пролетела бабочка и села на столик малыша, а он замер и, не дыша, разглядывает ее крылышки, и мама с воспитательницей сидят не дыша; даже природа вокруг замерла: никто не нарушает тишину – ведь малыш сейчас думает! Все его чувства обнажены и открыты всем мирам и мир его души соприкасается с душой природы и мамы, и поэтому все замерло и источает нежность. Но вот малыш закончил думать, природа пришла в движение и бабочка улетела. Малыш мечтательно улыбнулся и дотронулся до кнопочек тренажера, и это касание щекочет клеточки его мозга, и они распускаются как цветы и замирают как крылья бабочки, и ребенок чувствует единство и целостность мира. Этот мир не разделен на отдельные фрагменты, он взаимосвязан и одно перетекает в другое: бабочка в пальчики, пальчики в кнопочки, и в улыбку мамы, и в шелест листвы, и в пение птиц -  и все это слышат его живые клеточки, подобные цветам на клумбах. И все это любит малыша и создает для него пространство нежности и доверия.

А вот я представила старшую группу. Девочки, мальчики, воспитатель и мамы сидят прямо на мягкой зеленой траве полукругом. На коленях у малышей персональные компьютеры. Мамы внимательно смотрят на экран. Они возбуждены. Что здесь происходит? Давайте подглянем и мы, и послушаем, что говорят дети. Вот девочка лет пяти вместе с мамой смотрит, как на экране монитора растет и распускается цветок. Я даже не полагала, что это такое волнующее зрелище! Вот, оказывается, как происходит процесс роста! А девочка говорит маме: «Некоторые взрослые считают, что нужно любить маму, папу, бабушку и дедушку. По моему мнению, это не совсем верно, любить нужно мир и цветок, что растет так же, как этот, только внутри меня. Но мой цветок огненный». Мама немного смущена. «Машенька, ты что же, не любишь меня, папу». Девочка прижимается к матери и говорит ей: «Ну что ты, мамочка, ведь ты часть мира и часть моего цветка, как я могу не любить тебя, если люблю все в целом». Мама улыбается и гладит девочку по волосам. Они ищут связи между всеми цветами земли и сердцами детей, и у них обязательно все будет хорошо.

Давайте посмотрим, что делает этот серьезный кареглазый мальчишка. Его зовут Михаил. Мальчик вместе с воспитательницей, мамой и седым мужчиной что-то ищет в памяти компьютера. А вот он нашел - это солнце. Он смотрит на огнедышащий шар, и я слышу его речь. На моей планете, которая называется Трепсия, каждый проходит испытание солнцем и если не заболевает, становится правителем. Воспитательница говорит: «Миша, но это же жестоко, можно сгореть?». Да нет, вот сейчас, проходит испытание солнцем одна юная девочка Маша, она готова, она не заболеет, потому что часть жара солнца возьмет на себя дракон. Ведь солнце рождается так же, как и цветок, оно рождается от любви. А цветок в сердце Маши уже распускается и ей нужно стать правителем свой страны огня. Ведь она же фея!»

- Миша, скажи, - спрашивает мама, - а кто ты в своей стране внутреннего мира, которую ты называешь Трепсией?

- Я, мамочка, дорогая моя, я там во всем и потому Основной Бог.

- А  где находиться твоя планета, Михаил? – совершенно серьезно спрашивает воспитательница.

Миша указывает на монитор, нажимает кнопочки и на экране появляется новая галактика. «Она находится в этой галактике, видишь в форме звезды и так и называется галактика – Звезда. Когда-нибудь мы обязательно отправимся в путешествие, и я покажу вам свою Трепсию.»

Я больше не могу! Я взволнована, я поверила фантазии Михаила! Да и никакая это не фантазия, а реальность! Попробую его спросить что-нибудь, вдруг он меня услышит!

«Миша, я из прошлого, скажи мне, как сотворить свою страну, чтобы быть в ней основным Богом. У нас здесь все очень плохо: кризисы, все избрали только одного Бога – деньги, и все не любит природу и друг друга, а о методике Береславского почти никто не знает. Что нужно, чтобы у нас была другая страна?»

«Уважаемая госпожа, все очень просто. Нужно только воображение. Придумайте что-нибудь! Это же так интересно! Вообразите другую страну и представьте, что она существует, и она обязательно появиться!»

Я была потрясена и сражена простотой и гениальностью решения. Видения будущего исчезли, но меня там услышали, это точно! И значит, будут в 21 веке, и очень скоро, как мы захотим, удивительные центры детского воспитания, в которых родители и дети будут учиться вместе жизни и единству миров. Пусть читатели вместе со мной дорисуют в своей воображении этот центр. И, давайте женщины, представим все вместе, что на всей планете появляются такие комплексы! И наши мужчины применяют всю свою смекалку и изобретательство, и строят не ракеты с бомбами, не банки и офисы для роскошной жизни плоти своей, не заводы, которые засоряют воздух, а строят детские сады для наших детей, и значит, строят будущее новой, удивительной планеты, на которой живут счастливые дети.

И пусть планета будет называться отныне и вовеки ПЛАНЕТОЙ ДЕТЕЙ.

И скажем мы, что это хорошо.

Мария Карпинская.