Карта сайта НПТМ

От международных Фестивалей к Союзу Молодежных и Детских телестудий.
От Союза к Телеканалу. От Телеканала к программе "Детское Государство".
 

"Мы не дети России, мы дети Мира".
Михаил. Возраст 6 лет.

 



МАША И КРАПИВА


Два года назад я встретилась с девочкой Машей, которая стала моим учителем. Маше было три с половиной года. Она уверенно взяла меня за руку и повела на огород. Дело было на даче под Киевом. Маша показала мне забетонированную дорожку среди цветов и объявила, что это взлетная площадка. Она разгоняется, машет руками, руки превращаются в крылья.

- Ты веришь? - спросила Маша, заглядывая в глаза. Я задумалась и решила, что это действительно возможно, если очень поверить.

- Да, верю.

Воцарилось молчание. Маша изучала меня. И затем очень серьезно, так серьезно, как будто наступает очень ответственный момент в моей жизни, она шепотом сказала:

- Тогда я научу тебя очень многим вещам.

И продолжила мое обучение:

- Я научу тебя разговаривать с цветами и растениями.

Я была обескуражена и подумала: «Почему она считает меня такой маленькой, что хочет этим сказать? И почему она считает, что я не могу разговаривать с цветами, ведь я росла в лесу и люблю природу». Машенька как будто прочла мои мысли и добавила:

- Маша, с цветами не разговаривают словами, я научу тебя говорить с ними волнами мысли.

Я совсем растерялась и поняла, что действительно чего-то не знаю, что знает эта маленькая девочка. Я подчинилась ей и слушала каждое ее слово и старалась понять, что она хочет сказать мне, чему хочет научить.

Мы поменялись ролями. стала прилежной ученицей. Она подвела меня к крапиве и сказала:

- Скажи ей что-нибудь про себя. Не надо говорить вслух, она не глухая.

Я подумала про себя: «Крапива, я тебя люблю».

- Ты подумала?

- Да.

Машенька сморщила нос, я почувствовала, что она недовольна мной.

- Мария, - строго обратилась она ко мне, - почему ты не любишь крапиву?

- Как не люблю? - удивилась я. - Машенька, я подумала, что люблю крапиву. Ты ошибаешься.

- Нет, Мария, это ты ошибаешься. Ты головой подумала, что любишь крапиву и произнесла эти слова про себя. Но твое сердце послало крапиве волну нелюбви, и она обиделась. Мария, ты боишься ее?

Я задумалась и вспомнила, как в детстве меня наказывали крапивой, и в памяти остались запись: я боюсь крапиву. И она в ответ выдала мне волну нелюбви. Я рассказала об этом девочке. Маша успокоила меня:

- Не волнуйся. Мария, это можно исправить. Это же другая крапива, не та, которой тебя били. Подойди поближе, познакомься с ней. Смотри внимательно на стебелек, рассмотри листочки, дотронься, она тебя не обидит. Посмотри, какая она симпатичная, нежная. Мария, ты чувствуешь, как она отвечает тебе? Слышишь, она говорит тебе, что ты ей тоже нравишься!

И вдруг я почувствовала прилив нежности и листочки крапивы зашевелились и потянулись к моим пальцам. Я испугалась и отдернула руку.

- Мария, ну что же ты? Она же хотела обнять тебя, а ты... Эх, ты! Ну, ничего! Попробуй снова. Это же самое простое волшебство. Видишь, какая она красивая! Смотри, волосики на листочках поднялись и зашевелились. Это она хочет говорить с тобой.

И свершилось чудо - я почувствовала, что крапива превратилась в мягкую летучую вуаль и покрыла меня - ее прикосновения, такие нежные и прохладные, я ощутила каждой клеточкой кожи. В сердце возникла волна любви и мне захотелось поцеловать листочки.

- Мария, она тебя поцеловала! Она любит тебя! Все, на сегодня хватит! - строго сказала Машенька и увела меня в дом.

А я тогда долго не могла заснуть, думала и думала. «Значит ли это, что чувства пробуждающегося от соприкосновения с природой и есть ее ответ?»

А Машенька на следующий день дала мне новые уроки и за неделю подарила мне столько удивительных открытий, что можно обдумывать их всю оставшуюся жизнь и написать большую и удивительную книгу. И, может быть, я ее напишу. Но даже сегодня, вспоминая все то, чему учила меня Маша, - я начинаю думать, что, может быть это сказка или сон? Но это не сон, все так и было.

И я думаю: может, все дети такие, только мы не желаем увидеть это? И что за силу мы применяем к детям, с помощью которой закрываем их божественные способности? И как нам, взрослым, изменить себя, чтобы хотя бы не мешать детям развиваться. И мы, взрослые, не сможем ответить на эти вопросы. И хочется просить помощи у детей.

Дорогие дети, научите нас, как нам изменить себя, чтобы стать достойными вашими помощниками и друзьями!

 

Глава из книги Марии Карпинской «Говорят и учат дети»