Карта сайта НПТМ

От международных Фестивалей к Союзу Молодежных и Детских телестудий.
От Союза к Телеканалу. От Телеканала к программе "Детское Государство".
 

"Мы не дети России, мы дети Мира".
Михаил. Возраст 6 лет.

 


     

    Авторская программа Марии Карпинской
    "По шучьему велению"

    С Чертовой Любовью Анатольевной, тренером.

    Любовь Анатольевна Чёртова

    Часть 1.

    Часть 2.

    Говорит Чертова Любовь Анатольевна:

    Мне повезло, я родилась…

    И родилась в городе поэме: признание в любви Петра I . В Питере. Ходила в обычный детский сад, обычную школу, и поступила в обычный институт – Педагогический. И дальше начались чудеса. У меня появились два чуда – мои дочери. И в конце 1988 года я встретила Мастера и Европейскую Духовную Традицию. В 1990 году закончила специальный психологический факультет ЛГУ и, влюбившись в методику дифференциальных функциональных состояний (автор И.Н. Калинаускас), стала тренером по этой методике активной саморегуляции. Кем и работаю, по сей день.

    В 2000 году начала заниматься гончарным ремеслом. В 2003 году прошла первая персональная выставка. 1980-1985 ЛГПИ им. Герцена, С.-Петербург, специальность: преподаватель химии и французского языка. 1989 Обучение методики ДФС Тренер автор И.Н. Калинаускас и Е. И. Весельницкая. 1989-1990 ЛГУ им. Ломоносова, С.-Петербург, специальный психологический факультет, специальность: практический психолог Тренерский курс И. Калинаускаса, Кипр-Литва1994 Обучение и стажировка на тренера школы «Искусство возвращения королевы» 2000г - Обучение и стажировка на тренера по резонансно-вибрационной технике в школе «Зикр» Тренер И. Силин (И. Калинаускас), Ольга Ткаченко 2002-2004 Профессиональный эксперимент по овладению новой специальностью с применением методики ДФС: обучение в «Деревне Художников», С.-Петербург, специальность: художник-керамист МЕТОДИКА.

    Любовь Анатольевна Чёртова

    Одним из основных залогов успеха в любой сфере человеческой деятельности является уровень компетентности. Особое значение в последние годы получила так называемая психологическая компетентность - то есть, как хорошая осведомленность, так и практические знания в тех вопросах, которые касаются отношений человека с собой и с окружающими его людьми. Для достижения максимального эффекта при обучении необходимо оптимальное сочетание «теории» и «практики». Одно из обязательных условий того, что человек сможет применять полученные знания и умения самостоятельно – целостная система, в рамках которой проходило обучение, так как именно при освоении целостной теоретической и практической системы возникает минимум трудностей с адекватным «переводом» любых новых и неожиданных жизненных ситуаций на её язык.

    К одной из таких систем и относится методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС), базовый курс которой включает в себя как обучение практике активной саморегуляции в процессе общения и разнообразной деятельности, так и теоретические основы конструктивной психологии, актуальные для повседневной жизненной практики любого человека.

    Особенность МДФС заключается в том, что данная методика предлагает реальный инструмент для управления своей психо-эмоциональной сферой в процессе общения, в то время как многие другие методики делают акцент на ролевых и поведенческих аспектах межличностного общения. Методика позволяет перевести на простой и удобный в употреблении язык то, что проявляется через безотчетные симпатии и антипатии, обозначается как «жизненная сила», «психическая энергия», «интуиция», «психологическая атмосфера», «шестое чувство» и т.д. Она позволяет не только дифференцировать свои ощущения от людей, ситуаций, мест, предметов, но и самостоятельно, используя специальную психологическую технику, формировать необходимые психоэмоциональные состояния. При этом каждое из таких функциональных состояний оказывает своё специфическое влияние на эффективностьи характер того или иного вида деятельности в этом состоянии. [Управление своими состояниями посредством полученного в ходе обучения МДФС психологического инструментария позволяет произвольно и сознательно формировать наиболее адекватное и эффективное, с точки зрения самого человека и на основе уже полученного опыта, функциональное состояние для данного момента жизни.

    МДФС. Технология

    МДФС существует порядка 30 лет, обучение ей проводится в Литве, Словакии, Чехии, на Украине, а также в таких российских городах как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Казань, Днепропетровск, Омск и других.

    Методика ДФС была представлена на конференции «Экология больших городов» ( 1971 г .), продемонстрирована в закрытых научных лабораториях (все результаты зафиксированы и научно подтверждены).

    Исследование эффективности методики проводилось совместно с НИИ психологии УССР на 2х группах – испытуемых с высшим образованием и спортсменах, членах сборной команды Украины по легкой атлетике. По результатам исследования было отмечено повышение эффективности основной производственной деятельности; ускорение восстановления психического тонуса после нагрузки; повышение уровня и качества коммуникабельности, развитие чувства сопереживания; более глубокое восприятие произведений искусства, обогащение эмоционально – чувственной сферы. Более подробно результаты данного исследования представлены в докладе «Использование 16-значного кода для формирования дифференцированных функциональных состояний», прочитанном Калинаускасом И.Н. на конференции в Институте биофизики МЗ СССР.

    Для кодирования состояний в данной методике используются две следующие характеристики:

    1. Уровень активности – физический (1й уровень), эмоционально-чувственный (2й уровень), когнитивный/интеллектуальный (Зй уровень) или представленность всех уровней активности в равной степени (4й уровень).

    2. Восприятие окружающей среды как пространства деятельности - этот параметр соединяет в себе ориентацию восприятия на среду как пространство деятельности и переживание чувства включенности в эту среду; обозначается понятием «ритм». В данной методике выделяются 4 варианта восприятия пространства:

    - ритм А - пространство как бесконечность;

    - ритм В - пространство как поток;

    - ритм С - пространство как множество дискретных объектов;

    - ритм D - пространство как деструктивное.

    Различные комбинации уровней и ритмов составляют типологию 16 специфических функциональных состояний.

    Для произвольного формирования любого из этих состояний обучающиеся МДФС под руководством тренера прошедшего специальную подготовку, создают так называемую функциональную систему: концентрируя собственное внимание в определенных частях тела и нервных узлах, они вызывают определенные сенсорные ощущения в теле, опираясь на которые они смогут в дальнейшем управлять своим психо­эмоциональным состоянием в любой жизненной ситуации. Базовым упражнением для наработки такого инструмента как данная функциональная система является упражнение под названием «Огненный цветок», которое опирается на физиологическую и нейрологическую структуру организма, является самодостаточным и высокоэффективным.

    Кроме того, в «практический» комплекс данной методики входят такие базовые упражнения, освоение и применение которых позволяет существенно повысить стрессоустоичивость, развить свою память и внимание, получить опыт пространственного взаимодействия в ходе межличностного общения, увеличить степень ситуативной включенности. Всё это значительно повышает эффективность, в том числе и коммуникативную, практически в любой ситуации, где применяются полученные навыки и умения.

    Основное отличие этой методики активной саморегуляции в том, что она используется произвольно, сознательно и без отрыва от основной деятельности.

    В «теоретической» части базового курса МДФС слушатели получают возможность ознакомиться с общими положениями конструктивной психологии и теми практическими наработками в области психологии, которые могут иметь прикладное значение в повседневной жизни. В круг освещенных тем входят основы диалогового общения; инструментальный подход к человеку; знакомство со структурой я-концепции, психологическими механизмами человека, общества и социального влияния; приемы разрешения мотивационных конфликтов и т.д.

    Для кого предназначен курс

    Методика активной саморегуляции ДФС не имеет узкой выделенной области применения. Она универсальна и эффективна при решении множества задач связанных с физической активностью, повседневным и деловым общением, интеллектуальной деятельностью, творчеством.

    Результатом освоения данной методики являются :

    • Управление эмоциональными состояниями. Снижается общая психическая реактивность. В нужный момент произвольно формируется необходимое, наиболее подходящее состояние, что позволяет с большей легкостью «вписываться» в любую ситуацию.

    • Эмоциональная устойчивость и пластичность. Базовые упражнения стабилизируют нервную систему и психические реакции. Среднее состояние человека становятся более стабильным. Это позволяет экономить силы и энергию, адекватнее воспринимать реальность. Эмоции никуда не деваются и не ослабевают, они просто перестают разрушать человека.

    • Повышение энергетического потенциала, увеличение работоспособности. Энергетический потенциал увеличивается, так как эта методика работает и с энергетической компонентой человеческого организма. Человек приобретает навык самостоятельной работы и регуляции своей энергетической системы.

    • Увеличение чувствительности к ситуации и людям. Владея методикой, человек может действовать в каждой ситуации максимально эффективно. При наличии достаточной чувствительности, человек может действовать в любой ситуации, используя предоставляющиеся возможности максимально эффективно. При этом появляется возможность влиять на ситуацию, не теряя при этом со-настроенности с пространством.

    • Общее улучшение здоровья и жизненного тонуса. Улучшение чувствительности позволяет делать такой выбор в повседневной жизни, который будет благоприятно влиять на тело. Регуляция психики, стабилизация нервной деятельности оказывает безусловное положительное влияние на организм.

    • Гармонизация работы правого и левого полушария мозга.

    Методика ДФС - уникальная возможность уделить внимание самому близкому человеку - самому себе. Работа с собственной психической, эмоциональной сферой позволит пережить цепь субъективных открытий относительно собственной жизни и окружающего пространства.

    Тренинг состоит из 30 занятий по 2-2,5 часа. Цикличность занятий 2-3 раза в неделю 2,5-3,5 месяца. Или 3 цикла по 10 занятий. Или 2 цикла по 15 занятий. Группа составляет от 8 до 15 человек.

    «То, что мы назвали «Огненный цветок» - это очень действенное, реальное, могучее. Открывающее то, что принято называть безграничными возможностями, способностями ». (И.Н. Калинаускас, Е.И. Весельницкая Учебно-методическое пособие по преподаванию методики дифференцированных функциональных состояний. – СПб: Научное отделение «Синтез философии, искусства, культуры и науки» Международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе. Обществе; 1999 – стр.8).

    НАВЫКИ.

    Навыки и умения, освоенные при обучении методике ДФС И.Н. Калинаускаса позволили мне получить эффективный инструмент быстрого достижения целей, сделать более эффективным взаимодействие с людьми в процессе коммуникации. Теперь я умею быть спокойным в любых ситуациях, в том числе и в стрессовых. Сам процесс обучения методике ДФС построен как непрерывный творческий процесс. В первое время очень сложной казалась трудность и длительность процесса освоения навыков, но потом увидел, что используемый стиль обучения является колоссальным плюсом данной методики. При помощи ДФС можно действительно научиться САМОМУ управлять своими состояниями.

    Алексей Зорин
    директор по производству
    Московский ювелирный завод, ООО «Бриолет плюс»

    Эта методика увеличивает психологическую устойчивость в любых ситуациях. Особенно помогает при первом контакте с потенциальным клиентом, когда необходимо сразу произвести впечатление. Облегчает взаимодействие в тех случаях, когда в ситуации присутствует напряжение между людьми. Эти навыки позволяют снять напряжение и любое общение сделать продуктивным и приятным для обоих собеседников. Особенно эффективно эти умения использовать при первом взаимодействии в условиях нехватки времени. Увеличение энергетического потенциала в результате освоения методики ДФС и умение поддерживать его на том уровне, который мне необходим, способствует оптимизации социальной жизни и ее организации, сокращает время достижения целей.

    Алла Кошелева
    зам. генерального директора
    консалтинговой группы «Критериум» (г. Москва)

    Мое знакомство с методикой ДФС состоялось в период моего интенсивного карьерного и личностного роста. В это время я параллельно занималась развитием компании "Ювитек" (дистрибъюция из Англии материалов для полиграфии) в качестве заместителя генерального директора, построением своего бизнеса в компании мультилевел-маркетинга Amway , освоением навыков тренерства в области командообразования и лидерства в Научно-образовательном центре "Аватар". Времени хватало на все, но в обрез, особенно на сон и отдых (не более 4-х часов в сутки), и для меня было очень важно быть в отличной форме. Ежедневные занятия по методике ДФС сыграли неотъемлемую роль в моем становлении в этот период.

    Во-первых, после 30-40 минут упражнений количество энергии увеличивалось, как после хорошего 8-ми часового ночного сна, появлялась бодрость, ясность и в то же время гармоничная расслабленность, что очень важно при управлении и выработке стратегии. Регулярно практикуя ДФС, мне удавалось активно работать 18-20 часов в сутки. Во-вторых, приемы, которые я освоила на ДФС, позволили мне применять их в коммерческой деятельности для достижения нужных результатов, например, на переговорах, в общении с подчиненными, в своей команде. Это отразилось в повышении моего личного дохода с 1500 до 2800 у.е. в течение 4-х месяцев, а также в увеличении своего бизнеса, сопоставимым с обычной нормой роста за 1 год.

    В-третьих, научилась подбирать наиболее адекватно; состояние для любой моей деятельности, жизнь стала более гармоничной и яркой. Освоила совершенно новые для себя возможности получения информации через свое пространство, интуицию, естественно, повысилась уверенность в себе.

    Регулярно я практиковала методику ДФС в течение 6-7 месяцев ежедневно. Сейчас я использую ее интуитивно в те моменты, когда это требуется. Она уже стала частью меня, и жизнь моя стала более естественной и спонтанной. Сейчас я занимаюсь развитием своего центра "Прикосновение". Я пришла к делу моей жизни, которое меня абсолютно удовлетворяет, и ДФС послужила отличным стартом для этого.

    Центр "Прикосновение"

    Новезенцева Светлана
    Генеральный директор
    центра "Прикосновение"

    Самое ощутимое и очевидное следствие занятие методикой - это увеличение интенсивности жизни, в том числе и на работе. Увеличилась скорость протекания процессов. Ситуации, которые ранее могли длиться месяцами, стали разрешаться за недели или даже дни.

    Увеличился поток идущих на меня как "+"-ситуаций, так и "-"-ситуаций, т.е. проблем. Вначале появление проблем удивляло, ведь при занятиях по методике ДФС ожидалось, что все будет только лучше и лучше. А тут проблемы. Потом для себя я понял, что это тоже следствие увеличения интенсивности проживания. Какая-нибудь негативная ситуация, которая была размазана по моей жизни тонким слоем и уже воспринималась как данность, а не как проблема, вдруг неожиданно уплотнялась, спрессовывалась во времени и вставала перед глазами во весь рост. И, соответственно, требовала решения. И тут проявился не совсем явный результат занятий ДФС. Где-то внутри меня актуализировалась способность все быстрее находить решения в сложных ситуациях, более ловко ориентироваться в возросшей скорости и сложности жизни. И, что самое удивительное, что решения стали более "правильными", если можно так сказать. Более гармоничными и более своевременными. Я стал чувствовать, когда нужно ждать, а когда нужно, сжимая время, действовать активно (но без суеты).

    Еще бы добавил актуализацию виденья ситуаций (или что в бизнес-литературе называется «виденье бизнеса»), мышление и оперирование объемами, нечеткая логика. И что самое главное, это прибавка энергии, которая позволяет творить и воплощать свои идеи в жизни. Я чувствую, что для меня началось осознанное движение к новым смыслам. Где проблемы уже видятся как еще не понятые уроки жизни, которые нужно выучить, извлечь смысл и идти дальше.

    Алексей Фармов
    независимый финансовый консультант

    Язык души.

    Читать медленно, с выражением.

    Эта сказка началась очень давно. В те времена, когда на этой земле появился первый человек. А может быть, много-много раньше. Это знают только очень старые сказители, но и они не спешат открывать слушателям эти тайны прошедших времён, быть может, потому, что каждое новое поколение их слушателей всё меньше верит их рассказам, даже если сказитель говорит о том, что видел своими глазами.

    Был ли человек сделан из глины, вырос ли он из брошенного камня… так или иначе, достоверно известно, что сказка началась тогда, когда из неживой материи родилась живая ткань души. Нечто, что нельзя взвесить, измерить и объять разумом, нечто пришедшее не из этого мира и в иной мир уходящее, душа была не предметом – душа была местом. Вместилищем. Туда, внутрь, как в ракушку, попадали звуки внешнего мира. И там, внутри, со звуками происходило превращение, которое нельзя описать ни одной на свете формулой: звуки становились музыкой.

    Будучи очень чуткой, душа могла слышать музыку физического мира, частью которого является человек. И тогда она впускала в себя симфонии трав, качаемых ветром, фуги ноющих после долгой дороги мышц, пастораль тёплого материнского молока. Ещё она могла слышать музыку мира эмоций. Так много интонаций, что слов для них всех не вмещает ни один язык мира. Душа отчётливо воспринимала радость, даже когда кто-то радовался «про себя», не произнося ни фразы. Она слышала нежность, обиду, веселье, азарт, отчаяние, гнев, влюблённость, стыд, трепет и смятение. Душа научилась слышать тишину внутри себя. Душа научилась молиться в этой тишине.

    А ещё она умела слышать музыку сознания. Плавное течение, чёткие или хаотические импульсы и полёт мысли. И так в каждой музыке – свой ритм.

    Приятнее – и труднее всего было, конечно же, слушать песню другой души. Потому что песня эта была так же сложна, как все звуки мира. В другой душе отражался весь мир.

    С давних пор души настраивал Музыкант. Он брал в руки камертон, и подобно тому, как строят струны рояля, искал тонкий резонанс между звучанием ноты камертона и вибрацией человеческого вместилища. Благодаря Музыканту, люди приходили в этот мир с умением слышать одни лады и интонации лучше, чем другие, поэтому и мир они видели больше с той стороны, на которую были настроены. Несчастье случилось тогда, когда люди в неведении своём выстроили такой мир, где каждому человеку нужно было исполнять заранее отведённую ему партию, не выходя за её рамки. «Коллектив – вот подлинный оркестр, который сыграет Гимн Миру!» - говорили они, забывая, что каждый владеет инструментом, способным звучать любым из голосов, которые даны нам в этом мире. И постепенно души закрывались, оставаясь чуткими только к тому ладу, на который их настроил Музыкант. Его замысел показать неисчерпаемость мира, наделив каждого своим умением, люди истолковали по-своему, дав каждому по одной партии. А хуже всего было то, что никто не заметил перемены. Только внутри у каждого человека поселилось чувство, что партия, которую он играет, – не та песня, за которой он пришёл в этот мир. А ещё инструменты стали чаще ломаться.

    В это тёмное время среди людей жил мудрец, который знал очень многое, в том числе древние предания о том, что души умели слышать друг друга. Но сам он, несмотря на все его знания, не мог услышать другого: слишком закрытой была его душа, и он, как и все, уже не видел иного мира, кроме того, которым наградили его люди, дав ему партитуру. Но одного он не потерял – умения любить. Он всей душой любил музыку. А ещё он любил человека, которого не мог услышать.

    И однажды – несмотря на все запреты – он не побоялся заглянуть туда, куда люди уже и не смотрели – и приоткрыв плотный занавес, ощутил жар огня, всю его жизнь питавшего его силой и холод странствий из мира в мир. И в этот же миг ему привиделось множество других огней, бредущих в потёмках и забывших, куда и откуда они идут. А потом он увидел сотни струн своей души – от плотных и толстых до тончайших, которых уже не мог различить его глаз. Некоторые струны были засалены от частых колебаний, некоторые почернели от времени. А некоторые и вовсе были сорваны.

    Очень осторожно, в тайне от всех, он вновь и вновь совершал это путешествие к себе, пока заново не освоил всю нотную грамоту. Его душа, улавливая множество интонаций и обертонов извне, возвращала миру дивной красоты музыку.

    ЯЗЫК СОСТОЯНИЙ.

    В основу языка положим два понятия: уровень и ритм.

    Уровень – это субъективное восприятие преобладания в деятельности и жизни человека той или иной активности.

    Первый уровень – преобладание физической активности.

    Второй уровень – преобладание эмоционально-чувственной активности.

    Третий уровень – преобладание интеллектуально-когнитивной активности.

    Четвертый уровень – все уровни активности представлены в равной степени.

    Ритм (А, B , C , D ) – это соединение восприятия качества среды как пространства деятельности и переживания чувства включенности в эту среду (то, что в обиходе мы называем атмосферой).

    В языке состояний учтено, что состояние – функциональное, психоэмоциональное, психоэнергетическое – формируется не только от форм активности, но и в зависимости от того на какую среду направлена эта активность и как эта среда воспринимается.

    Четыре ритма – четыре способа резонирования.

    Ритм A – восприятие пространства как равномерно расширяющейся сферы, ритм бесконечного, символ – КОСМОС.

    Ритм B – восприятие пространства как потока, волны - ритм живого, символ - ЖИЗНЬ.

    Ритм C – восприятие пространства как множества дискретных объектов, символ - ИМПУЛЬС.

    Ритм D – восприятие пространства как деструктивного, разрушающегося, хаотического, символ - РАСПАД.

Передача
Марии Карпинской
"По щучьему велению"